Carassius carassius (Linne)—золотой карась
Казахское название: монке, кадімгі монке
Синонимия. Cyprinus carassius: Linne, Syst. nat., ed. X, 1758 (Европа). Carassius humilis: Heckel, Ann. Wien. Mus. V. 11, 1840 (Палермо). Carassius vulgaris (N'ils.): Кесслер, Рыбы Киевск. учебн. округа, 1856; Рыбы СПб. губ.. 1864.
Carassius vulgaris var. oblongus: Варпаховский, Зап. Акад. наук. 1886. Т. 2, ЛЬ 3. (Казанская губ.).
Cyprinus carassius: Smitl, Seand. fish. 1895. V. 2.
Carassius oblongus: Тихомиров, Дневн. Зоол. отд. 1897. Т. 2, Л 5. (Москва, Воробьевы горы).
Carassius carassius: Белннг, Тр. Днепр, биол. ст. 1914. № I. (Днепр). — Берг, Рыбы пресных вод СССР. Ч. 1. 1932, — Дрягин, Изв. Ин-та озерн. и речи, рыбн. хоз-ва, 1939. Т. 21 (оз. Ильмень). — Hcushmanii, Leilschr. f. Fisheri. V. 36 (1938), 1939, Л» 3 (Wielenbach в Баварии). — Николюкин, Докл. Акад. наук СССР. 1946. Т. 52, to 4 (Медовское оз. в пойме Верхи. Дона).
Распространение. В водоемах Казахстана золотой карась распространен широко: в реках Большой и Малый Узсни, Камыш-Самарских озерах, р. Кушум и Кушумскнх озерах, пойменных озерах р. Урал и ее притоках, оз. Челкар, притоках Урала, не имеющих поверхностного стока в течение круглого года; в бассейнах рек: Эмба, Иргиз, Тургай, Сарысу, Кулан-Утмес, Кон и Ну-ра, поименных водоемах Иртыша, в притоках последнего — Тоболе, Убагане и Ишиме, в оз. Зайсан (теперь озерная часть Бухтармнн-ского водохранилища), в степных озерах Актюбинской, Кустанай-ской, Северо-Казахстанской, Кокчетавской, Целиноградской и Павлодарской областей (Серов, 1959в). В большинстве водоемов золотой карась обитает совместно с серебряным.
Описание. D III—IV 15—19, чаще 16—18; A III 6—7, чаще 6; l.l. 32*6-8/6-7*36, позвонков 28—30. Количество жаберных тычинок на первой жаберной дуге 23—34 (35). Чешуя гладкая. Плавательный пузырь в задней части удлинен, форма его овальная. Полость тела обычно не пигментирована, однако иногда встречаются особи со слабо пигментированной брюшиной (водоемы Иргиз — Тургая, Сидорова, 1956). Наибольшая высота тела от 37,95 до 50,51% длины тела (без С). Наиболее высокотелые ловились в водоемах Иргиз — Тургая (Сидорова, 1956; Серов, 1959в) и в 1958 г., по нашим данным, в пойме р. Иртыша. Спинной плавник на вершине у взрослых закруглен, хвостовой слабо выемчатый.
Окраска тела варьирует от светло-золотистого, золотого и медно-красного до почти черного цвета (спина обычно темнее). Плавники у основания обычно окрашены в серый или темно-серый (в зависимости от общей окраски) цвет и примерно с середины — в красный или темно-красный цвет.
В каждом водоеме в популяции карася основу составляет какая-либо одна форма, о чем свидетельствует небольшая величина вариабельности большинства пластических признаков, в том числе и высоты тела. Причем это относится как к быстрорастущей форме, так и медленнорастущей. Из числа сравниваемых лишь золотой карась оз. Жаксы-Алаколь отличается значительной изменчивостью многих пластических признаков. Особенно интересна и трудно объяснима большая (30,99%) вариабельность диаметра глаза. Озеро Жаксы-Алаколь (Горюнова, 1960) полностью высыхало в конце 30-х годов и вновь заполнено водой весной 1941 г. После местными жителями в озеро были выпущены лишь караси, и сейчас отличить золотого от серебряного (составляющего основу уловов) без тщательного сравнения невозможно. У серебряного карася обнаружены переходные формы по окраске брюшины, числу зубчиков на третьем жестком луче спинного плавника и жаберных тычинок, что позволило А. И. Горюновой предположить интенсивную гибридизацию его с золотым карасем в данном озере.
Можно отметить, что существенные отличия между карасями разных популяции прослеживаются как по пластическим признакам, так и по счетным. На различия между типичной формой и morpha humilis по пластическим признакам обращали внимание еще М. И. Розанова (1927) и П. А. Дрягин (1933), подчеркивая, что по меристическим признакам эти формы не отличаются. Если считать, что в оз. Сулуколь обитает явно выраженная morpha humilis (H/l — всего 34,45%), то за типичную форму (Н/l—не менее 46—50%) можно принять карася из оз. Жаксы-Алаколь и Иргиз-Тургайских озер (Су-Жарган и Джалангаш). У morpha humilis (оз. Сулуколь) высоко достоверно меньшее число жаберных тычинок (t=6,47) и количество позвонков в туловищном отделе (t=8,09); а хвостовых позвонков достоверно больше (t = 4,49). Остальные счетные признаки подвержены меньшей изменчивости.
Из пластических признаков наибольшие отличия наблюдаются по длине головы и рыла, заглазничному отделу, наибольшей и наименьшей высоте тела, размерам плавников и др. Об этом свидетельствуют результаты изучения золотого карася из Кургальджинских озер и Нуринского водохранилища: длина головы и наибольшая высота тела у первого 24,8 и 52,7%, у второго — соответственно 28,4 и 45,9 (Серов, 1959в).
Широкая амплитуда изменчивости морфологических признаков золотого карася является показателем большого разнообразия условий, в которых способен жить данный полиморфный вид.
Половой диморфизм у золотого карася прослеживается лишь по величине грудных и анальных плавников (Сидорова, 1956). Так, у самцов из оз. Су-Жарган длина грудного плавника составляет в среднем 19,8% длины тела, у самок—18,8% (t=3,22); высота анального у самцов — 13,3% длины тела, у самок — 12,3% (t=4,34). У самцов из оз. Джалангаш длина грудного плавника равна 19,9%, у самок—18,32% (t=4,15). Высота анального плавника у самцов и самок этого озера отличается меньше (t=2,l). Наряду с этим самцы в одном и том же возрасте, как правило, имеют несколько меньшие размеры, чем самки. Кроме того, во время нереста самцы отличаются от самок наличием брачного наряда — эпителиальных бугорков, которые как бы окаймляют каждую чешуйку и в беспорядке рассыпаны по жаберной крышке.
Возрастная изменчивость у золотого карася выражена слабо.
Размножение. Самки золотого карася впервые созревают в возрасте 3—4, самцы — 2—3 лет. В таком возрасте начинает размножаться золотой карась в водоемах Иргиз — Тургая (Сидорова, 1956), в бассейне р. Сарысу (Ерещенко, 1956), в Камыш-Самарских и Кушумскнх озерах, оз. Челкар (Серов, 1956, 1957) и др. В озерах Северного Казахстана золотой карась достигает полово-зрелостн в основном к 4, реже — к 3—5 годам; в дистрофных озерах (Шелегино, Микульское) караси становятся половозрелыми преимущественно в 5-летнем возрасте (Ерещенко, 1957).
Соотношение полов у карася обычно близко 1:1. В разных озерах Северного Казахстана в летних уловах самки часто многочисленнее, составляя иногда до 70% выловленных рыб (Ерещенко, 1957). По данным А. И. Горюповой (1958), в некоторых «карасевых» озерах Кустанайской области в преднерестовый и нерестовый периоды соотношение полов у карася изменяется: у старшевозраст-ной части популяции — в сторону преобладания самцов (87 из 160), у молодых — самок (61 из 106). В оз. Су-Жарган (Тургай) самки доминируют в весенних и осенних уловах (56,8 и 59,2%) в нерестовый период в отдельных уловах до 73,6% составляли самцы (Сидорова, 1956).
Золотой карась начинает нерестовать только при температуре воды 17—18°С. Календарные сроки начала нереста карася в водоемах разных широт, естественно, различны, но все они приурочены к прогреву воды до указанной температуры. В условиях Западной Сибири, например, нерест золотого карася начинается 27— 30 июня (Кривощеков, 1953), в водоемах Обь-Иртышского бассейна— с конца мая (Дрягнн, 1947); в начале июня — в оз. Ильмень (Дрягин, 1939) и в Зауралье (Ревнивых, 1949). В Кургальджин-ских озерах начало нереста карася, в зависимости от сроков прогрева воды, в разные годы наблюдалось или в начале мая, или в начале нюня; в Камыш-Самарских озерах и оз. Челкар — во второй половине июня (Серов, 1956, 1957); в водоемах верховьев бассейна р. Сарысу — в конце нюня (Ерещенко, 1956). В озерах Иргиз—? Тургая карась начинает массовый нерест со второй половины мая. «Текучие» самцы появляются в начале мая вместе с «текучими» самками серебряного карася (Сидорова, 1956).
Нерестится карась порционно, поэтому нерест растянут на 1—2 месяца. Так, в оз. Су-Жарган (Тургай) прослежено три подхода карася на нерест. Вымет первой порции осуществлялся с 16 по 23 мая (температура воды 18,5°). Затем произошло резкое похолодание, температура воды снизилась до 15—16,5°С, нерест прекратился. Массовый вымет второй порции прошел 7—9 июня, когда температура воды повысилась до 17—19°. Третий подход на нерест начался 14 июня, но был недружным, растянутым и продолжался до начала июля.
В литературе имеются противоречивые указания о нересте карася по времени суток. А. И. Ревнивых (1949) отмечает, что икрометание золотого карася чаще происходит в тихую погоду с вечера и продолжается до утра. Ф. Ф. Егерман (1926) же пишет, что нерест карася начинается с восходом солнца и ослабевает к 7 ч утра, и это больше соответствует действительности, так как освобождение от зрелой икры у карася происходит очень быстро. П. А. Дрягин (1939) по этому поводу пишет: «...у рыб порционного нереста освобождение от зрелой икры происходит быстро и довольно полно и, например, у карася, при просмотрах на приемном пункте, а не на местах лова, редко можно было найти экземпляр с значительным количеством зрелой икры» (с. 86—87). Наши наблюдения в пойменных озерах Тургая подтверждают это. Проверка орудий лова в течение суток показала, что в указанных озерах нерест карася начинается рано утром, еще до восхода солнца.
Излюбленными местами нереста золотого карася обычно являются прибрежные мелководные (до 1,5 м) участки, хорошо прогреваемые и сильно заросшие. Однако нерестилища расположены не только в прибрежных участках, но вообще приурочены к тростниковым зарослям. Икра откладывается на стебли тростника, рогоза, кувшинок, иногда встречается плавающая вместе с нитчатыми водорослями.
Икра карася довольно мелкая — 0,98—1,0 мм, светло-желтого цвета и очень липкая. Спустя 8—9 ч после оплодотворения диаметр икры увеличивается до 1,5—2,2 мм. В оз. Су-Жарган развитие икры происходило в течение 5—6 суток при температуре воды 19—23—25°С, с суточной амплитудой колебания в 4—5°. Вылупившиеся личинки имеют длину 4,5—4,7 мм. Первые 3 дня они неподвижно висят, прикрепившись к субстрату. На четвертый день большую часть времени уже активно плавают; длина их в это время 5,6—5,8 мм, желточный пузырь заметно уменьшается; еще через 9—10 дней длина личинок увеличивается до 6,5 мм, желточного пузыря уже нет. Аналогичные результаты получены в эксперименте.
Сведения о плодовитости золотого карася в водоемах Казахстана немногочисленны. Наиболее высокой плодовитостью отличается карась из водоемов Иргиз — Тургая — от 100 до 450 тыс. икринок; несколько ниже она у карася из Камыш-Самарских, Кургальджин-ских озер и оз. Челкар — от 59,88 до 272,7 тыс. икринок. Караси перечисленных водоемов характеризуются сравнительно высоким темпом роста и поэтому величина их плодовитости может считаться, по-видимому, показателем, достаточно высоким для данного вида. У медленно растущей формы карася плодовитость значительно ниже. Так, в прудах Уральской области она составляла 5—25,5 тыс. икринок при массе икры 3,5—8 г у рыб, длина тела которых (без С) колебалась от 12 до 14 см, а масса — от 40 до 70 г (Дукравец, 1971).
Просчет икринок по отдельным порциям у самок карася из водоемов Иргиз — Тургая показывает, что, как правило, наиболее многочисленна первая порция. Н. П. Серов (19596) указывает размеры икры от 0,72 до 1,23 мм у карасей из Камыш-Самарских озер.
Коэффициент зрелости гонад у самок перед нерестом составляет 10,5—18,6% (Серов, 19596). В водоемах Иргиз — Тургая у самок карася на стадиях зрелости IVi и IV2 коэффициент зрелости колебался в одинаковых пределах — от 6,0 до 14,5%, на стадии IV3 — от 4,0 до 12,0, на стадии V—VI от 4,0 до 7,5, на стадии VI — от 1,16 до 4,2, в сентябре на III стадии зрелости — от 2,0 до 5,5; у самцов в сентябре масса гонад составлял 1,0 и 5,5% от массы рыбы; в мае, июне (V стадия) —0,3 и 6,5 (Сидорова, 1956).
Рост и возраст. Закладка годового кольца текущего года на чешуе у карася растянута с конца апреля до первой половины июля. Очевидно, что периоды интенсивного роста и питания у особей той пли иной популяини карася наступают неодновременно.
Рост самок в некоторых водоемах несколько выше роста самцов, в других почти одинаков. Наиболее высоким темпом роста карась обладает в первые 3—4 года, т. е. до наступления половой зрелости.
Рост карася в различных водоемах Казахстана весьма неодинаков. Быстрый линейный рост и рост массы тела характерны для пойменных водоемов и самих рек Тургай и Иргиз, системы Камыш-Самарских и Кургальджинских озер, оз. Челкар, бывшего оз. Зайсан. В большинстве степных, как правило, заросших и заморных озер Кустанайской, Павлодарской и особенно Се-веро-Казахстанской областей, в пересыхающих плесах степных рек карась растет медленно, достигая к 4 годам иногда лишь 12 см в длину и 36—75 г массы. У особей относительно быстрорастущей формы разных водоемов в этом возрасте длина составляет 16,0— 18,9 см, масса—150—310 г. Наибольшая вариабельность в росте наблюдается в первые годы жизни, в дальнейшем она снижается. При сравнении данных по росту карася необходимо учитывать наличие у него быстрорастущих и почти карликовых форм, что часто не оговаривается авторами и приводит к большому разбросу данных.
Данных о предельном возрасте золотого карася нам найти не удалось. Н. П. Серов (1959в) указывает, что к 13—14 годам карась из водоемов Казахстана достигает в длину 380 мм, массы тела — 1950 г. Однако это не предельная величина особей данного вида, так как в европейской части СССР встречаются караси с массой до 5 кг (Берг, 1949).
Питание и упитанность. Карась питается в основном животной пищей — зоопланктоном и зообснтосом. Растительность использует редко, хотя в Камыш-Самарских озерах летом питался в основном водорослями (40,4% от объема), детритом (38,2%) и макрофнтами (8,7%) (Тютеньков, 1956). Состав пищи разновозрастных особей может существенно различаться. Например, в 10 исследованных озерах Северного Казахстана (Ерещенко, 1959) в летнее время годовики питались хидорусами и циклопами, а более старшие особи—личинками хнрономнд (75%), клопами, бокоплавами и личинками жуков. В оз. Челкар и взрослый карась питается преимущественно ветвнстоусыми и веслоногими рачками, в меньшей степени — личинками хнрономнд, статобластами мшанок, бокоплавами (Серов, 1956). В озерах Иргиз — Тургая (Сидорова, 1956) в апреле взрослый карась питался веслоногими рачками (диатомусы и циклопы), которые составляли в пищевом комке до 90—100% массы. В первой половине мая основной массой пищевого комка являлся детрит (до 80, в среднем 38%), моллюски — Anadonta, PlanOrbis и др. (в среднем 29,5%) и Oslracoda (в среднем 10,9%). Среди детрита отмечено большое количество водорослей (в основном диатомовые и сине-зеленые). Единично попадали личинки хнрономнд и геленд. С конца мая и на протяжении всего нюня карась питался исключительно ветвнстоусыми рачками, причем Daphnia longispina иногда составляла 100% всего содержимого кишечника.
В водоемах р. Сарысу (Ерещенко, 1956) пища золотого карася состояла преимущественно из низших рачков, моллюсков, личинок хнрономнд и растений. В оз. Кургальджин (Тютеньков, 1956) 3—5-летние особи весной питались личинками хнрономнд (78,89% от общей массы пищи), ручейников (8,29%) и зоопланктоном. Летом пищевой спектр карася в этом озере становится разнообразней, увеличивается значение детрита (28,3%), моллюсков (14,7%), несколько уменьшается по сравнению с весной доля личинок хнрономнд (до 35,35%)- Осенью полностью выпадает детрит, но появляются бокоплавы (до 25,5% по массе и 85,8% встречаемости), увеличивается доля моллюсков (20,2%) и несколько снижается значение личинок хнрономнд. Основную пищу мальков карася составляли планктонные организмы — кладоцера, копепода (72,09%) и коловратки (11,69%).
Степень накормленности золотого карася, по данным С. К- Тю-тенькова (1956), в оз. Кургальджин была следующей: индекс наполнения кишечников взрослых рыб достигает весной 20,0, летом — 33,0, в первой половине октября — 37,3; у мальков он был более 400%оо.
В некоторых «карасевых» озерах Кустанайской области (Горю-нова, 1958) пища трехлеток карася в летний период была несколько разнообразней, чем у четырехлеток. Преобладали в пище первых, как по массе, так и по встречаемости, ракообразные; охотно поедали они также личинок стрекоз и моллюсков. У вторых первое место по массе и встречаемости занимали личинки стрекоз. Личинки хнрономнд, несмотря на большую численность и биомассу в водоеме, использовались незначительно.
В зимний период карась, очевидно, не питается. Экспериментально доказана зависимость его питания от температуры воды: реакция на пищу у него пропадает при 3° и 30°С (Пегель, 1946).
Упитанность карася может быть весьма высокой. Например, в некоторых степных озерах Павлодарской области в летнее время она колеблется в среднем, по Фультону, от 2,2 до 4,16, по Кларк,— от 2,7 до 3,8 (Сидорова и др., 1964). Упитанность рыб повышается в летние месяцы и еще достаточно высока в сентябре.
Численность и хозяйственное значение. Учет численности золотого карася затруднен из-за возможных ошибок в видовом определении. В статистике уловов он отдельно не учитывается. В связи с этим вопросы его хозяйственного использования рассматриваются совместно с серебряным карасем.
Карась золотой
Article in 'Рыбы Казахстана' published by Coma, 2 сен 2013.
Распространение. В водоемах Казахстана золотой карась распространен широко: в реках Большой и Малый Узсни, Камыш-Самарских озерах, р. Кушум и Кушумскнх озерах, пойменных озерах р. Урал и ее притоках, оз. Челкар, притоках Урала, не имеющих поверхностного стока в течение круглого года; в бассейнах рек: Эмба, Иргиз, Тургай, Сарысу, Кулан-Утмес, Кон и Ну-ра, поименных водоемах Иртыша, в притоках последнего — Тоболе, Убагане и Ишиме, в оз. Зайсан (теперь озерная часть Бухтармнн-ского водохранилища).
-
-
Статью опубликовал Coma, Найти все статьи Coma
-
- Загрузка...
© XenZine Articles from Pick a Tutor